БрендыК списку брендов
-
IFHS
I.F.H.S. производит сферы самого высокого качества и является поставщиком на конвейер Citroёn. Производство I.F.H.S. находится в Бельгии.
О гидропневматической подвеске.
Фирма «Citroёn» издавна известна своими нестандартными конструктивными решениями. Именно эта компания в свое время одной из первых внедрила столь распространенный сегодня передний привод и гидропневматическую подвеску.
Гидропневматическая подвеска — не опция, а "базовая комплектация" некоторых моделей Citroёn. Выбрав такое авто, вы сможете изменять степень жёсткости подвески, клиренс, а также экономить на замене амортизаторов и сайлентблоков. Взамен автомобиль потребует регулярного и квалифицированного обслуживания.
Как работает гидропневматическая подвеска.
Главное, что отличает гидропневматическую подвеску от всех остальных, — это отсутствие, как привычных пружин, так и амортизаторов! Вместо них используются особые стальные сферы — гидропневмокамеры, разделенные внутри примерно пополам резиновой мембраной. Последняя служит своеобразной границей, отделяющей верхнюю часть, заполненную инертным газом — азотом, от нижней, где находится особая жидкость — масло LHM. Сфера соединена с гидроцилиндром, шток поршня которого связан с рычагом подвески. При наезде колеса на препятствие рычаг двигается вверх, шток толкает поршень, вытесняя тем самым из гидроцилиндра жидкость. Она, в свою очередь, проходя через клапаны и отверстия в нижней части сферы, давит на мембрану и сжимает газ. При обратном ходе подвески азот расширяется и выталкивает жидкость в гидроцилиндр. Клапаны и отверстия при этом выполняют роль амортизатора, поскольку замедляют перемещения LHM из сферы в гидроцилиндр и обратно. Тем самым гасятся колебания кузова авто при движении по неровной дороге.
Вторая особенность гидропневматической подвески — это согласованность действий всех элементов. К примеру, когда передние рычаги приподнимаются вместе с колесами при преодолении выбоины, задние автоматически опускаются и выравнивают автомобиль.
Гидравлика и электроника.
Разумеется, сферы сами по себе (в отличие от тех же пружин с амортизаторами) работать не могут. Ведь они, в зависимости от положения рычагов, постоянно требуют либо подачи, либо отвода жидкости. А для этого нужна целая гидросистема.
В самом простом варианте, который использовался на моделях Citroёn 50-80-х годов ХХ века (DS, GS, BX, CX), она включала в себя следующие компоненты: насос, масляные трубки, гидроаккумулятор, распределитель, он же регулятор расхода масла, регулятор давления и корректоры высоты — передний и задний. А также несколько других, второстепенных клапанов. Кроме того, к гидросистеме подвески были подсоединены гидроусилитель руля и тормоза. При этом педаль тормоза не передавала никаких усилий, а служила своего рода краном, открывающим жидкости LHM путь к тормозным цилиндрам. Иными словами, владелец автомобиля на гидропневмоподвеске экономил на масле для гидроусилителя руля и на тормозной жидкости, поскольку их функции выполняла LHM.
Теперь разберемся по порядку. Начнем с гидроаккумулятора, который представляет собой еще одну гидропневмокамеру только без амортизатора и служит для быстрой подачи жидкости в нужную гидропневмосферу, на тормоза и в гидроусилитель руля. Причем последний на некоторых модификациях может комплектоваться отдельным гидроаккумулятором. Второй по важности узел — это регулятор расхода жидкости. Он распределяет масляные потоки, поступающие по мере необходимости в сферы подвески, в тормозные механизмы и в усилитель руля. Далее следует регулятор давления, который "сбрасывает" лишнее масло в бак или наоборот впускает в систему дополнительные дозы LHM. А корректоры высоты поддерживают заданное положение дорожного просвета, которое водитель прямо с места может изменять особым рычажком.
Следующее поколение гидропневматики, получившее название Hydractive I, дебютировало в 1989 году на Citroёn XM. Основные отличия заключались в установке спереди и сзади еще по одной сфере. Каждая из них была сблокирована с регулятором жесткости, который выполнял “обязанности” дополнительного амортизатора и вентиля. В открытом положении он пропускал масло к дополнительной сфере, делая подвеску мягкой, что позволяло водителю и пассажирам в полной мере наслаждаться поездкой без тряски и ударов. Но стоило закрутить вентиль, как подвеска из по-американски вальяжной становилась по-спортивному жесткой, предохраняя авто от заваливания из стороны в сторону и раскачиваний.
Управление обоими регуляторами жесткости, а также всеми остальными клапанами и золотниками возложено на компьютер с множеством датчиков, среди которых немаловажную роль играет датчик угла поворота и скорости вращения руля.
Вторым по важности является датчик положения педали газа, с помощью которого компьютер убирает "приседания" при разгоне и следит за давлением в тормозной системе. Благодаря чему удается справиться с "клевками носом" при торможении. Кроме того, существуют датчики вибрации, скорости и даже датчики дверей! Последние удерживают машину в одном и том же положении при высадке-посадке водителя и пассажиров, а также при разгрузке-загрузке багажника.
Затем вышла в свет система Hydractive II, которая отличалась улучшенной электроникой и более четко работавшим программным обеспечением, позволявшим, помимо всего прочего, запоминать стиль езды каждого конкретного водителя! Кроме того, на Citroёn Xantia был установлен новый насос, а также убран распределитель. В 2001 году, появилась Hydractive III, используемая, в частности, на Citroёn C5, от гидросистемы которого для пущей надежности были "отлучены" тормоза и усилитель руля. При этом насос получил привод не от ременной передачи, а от собственного электродвигателя, гидросферы “обзавелись” многослойной мембраной, что удвоило их ресурс. А место старой минеральной жидкости заняла новая синтетическая с увеличенным сроком службы.
Эксплуатация.
Основной недостаток гидропневматики — это потребность в постоянном и квалифицированном обслуживании, которое сводится, по существу, к трем пунктам.
Первый — это замена минеральной LHM каждые 50-60 тыс. км одновременно с чисткой фильтров. Правда, для "синтетики", применяемой в Hydractive последнего поколения, сроки замены увеличены ровно в 2 раза. Непременным условием грамотной эксплуатации хитрой подвески является правильный выбор жидкости. Компания «Автоспейс» предлагает гидравлическую жидкость нескольких производителей:
- минеральную жидкость LHM (зеленого цвета):
- производителя TITAN FUCHS - TITAN ZH LHM PLUS 1л ISO 7308;
- производителя I.F.H.S. - LHM PLUS 1л либо LHM PLUS 5л;
- производителя FERODO - FBM100 LHM+ (LHM Mineral) 1л либо 5л;
- фирмы SWAG - 64924704 9979A1 LHM 1L Мин.ЗЕЛЁН. гидр.
- синтетическую жидкость LDS (оранжевого цвета) для Citroёn C5:
- оригинальную TOTAL - LDS TOTAL Синтетическая оранжевая 1л;
- производителя FERODO - FBH100 SSF-Synthetic 1л;
На заправку одного авто требуется 3-7 л в зависимости от модели. Если в систему заливалось «неродное» масло, она быстро выйдет из строя. Поэтому, покупая подержанный Citroёn, желательно сразу залить в него свежее масло.
Второй (по важности, но не по очередности!) этап обслуживания гидросистемы — очистка ее от разнообразных химических отложений — производится каждые 120 тыс. км. Промывка системы позволяет защитить от мелких частичек осадка прецизионные пары насоса и распределителя, не говоря уж об остальных клапанах и золотниках. С этой целью в систему, в которой используется минеральная LHM, заливают особую жидкость Hydraurincage. С ней рекомендуется поездить 2-5 тыс. км в зависимости от состояния подвески. Затем ее в обязательном порядке меняют на обычную LHM. В противном случае существует риск повреждения подвески.
Компания «Автоспейс» предлагает промывку TOTAL HYDRAURINCAGE. Свойства TOTAL HYDRAURINCAGE:
- оказывает моющее действие, растворяя отложения в гидравлической системе;
- совместима с любой минеральной гидравлической жидкостью.
И наконец, третий этап — замена или подкачка "сдувшихся" сфер. Данная операция обычно производится каждые 100-150 тыс. км пробега, для гидропневмокамер Citroёn C5 — через 200 тыс. км. Но желательно при каждом посещении СТО проверить давление в сферах — колесных и гидроаккумуляторах. Если оно упало примерно до 15 атмосфер — подкачать, если же давление приближается к атмосферному — заменить, поскольку в таких "сдувшихся" сферах, как правило, повреждена диафрагма. И лопнуть она может в любой момент. Имейте в виду: если машина стояла без движения длительное время (полгода и более), то мембраны в «шарах», скорее всего, потеряли эластичность, а в силу того, что узел неразборный, потребуются новые сферы. Проверить же исправность мембран, да и вообще всей подвески можно по ощущениям: если плавность хода «никакая», тогда все ясно.
Не стоит даже пытаться добираться своим ходом на Citroёn c неисправной гидравликой. При этом наверняка выйдут из строя механические детали подвески и диафрагмы почти во всех сферах. Потому дешевле и спокойнее буксировать поломанный Citroёn на эвакуаторе в полностью погруженном состоянии.
Сложно? Да. Но не забывайте, что в обмен на заботу о машине водитель получает комфортабельное авто с необычными возможностями. Дорого? Только на первый взгляд. Ведь благодаря мягкой работе подвески шаровые опоры, сайлентблоки, рычаги, рулевые тяги и прочие детали ходовой служат дольше. А кроме того, не надо думать о замене амортизаторов и пружин, которые, как правило, значительно дороже гидросфер. Нужно просто любить свою машину и не забывать уделять ей внимание каждые 50-60 тыс. км. В этом случае эксплуатация гидропневматики будет отнюдь не разорительной.
- минеральную жидкость LHM (зеленого цвета):