Диагностика овальной деформации ступичных подшипниковК списку статей
Ступичные подшипники подвергаются самым различным нагрузкам – высокая скорость вращения колёс, жёсткие удары из-за неровностей дорожного полотна, разлетающаяся грязь и экстремальные температуры. Всё это может отрицательно повлиять на работу ступичных подшипников и при неблагоприятных условиях привести к выходу из строя или блокировке ступичного подшипника. Блокировка ступичного подшипника во время движения может привести к возникновению опасной дорожной ситуации и авариям!
Диагностика овальной деформации:
- Демонтировать ступичный подшипник из гнезда.
- Проверить, нет ли на поверхности наружного кольца расположенных противоположно друг другу тёмных пятен. Проконтролировать, нет ли повреждений на поверхностях, расположенных под углом 90° к тёмным пятнам. Если повреждения имеются, значит, гнездо деформировано и необходимо заменить поворотный кулак.
- Чтобы убедиться, что на дорожках качения наружного кольца не возник эффект сглаживания, разберите ступичный подшипник. При этом сначала удалите уплотнение (напр., специальными клещами), а затем демонтируйте весь узел, состоящий из наружного и внутреннего колец, обоймы и шариков.
- Очистить дорожки качения наружного кольца и проверить, нет ли на них «раковин», совпадающих с тёмными пятнами на внешней стороне наружного кольца. Эти «раковины» свидетельствуют об овальной деформации поворотного кулака.
Дефекты при овальной деформации
Проблема | Причина | Устранение |
После монтажа и начала работы ступичный подшипник сильно шумит (треск) |
Одно из двух внутренних колец повреждено: 1. Ступица колеса не по размеру, т.к. была выполнена слишком тугая регулировка. |
Заменить ступичный подшипник и ступицу колеса. |
2. Внутреннее кольцо натянуто на ступицу с перекосом – из-за использования неправильного инструмента – клин или втулка между поршнем пресса и упорной стороной кольца подшипника проходят не параллельно. |
Заменить ступичный подшипник в комплекте | |
3. Cлишком сильная овальная деформация гнезда, из-за чего радиальный зазор ступичного подшипника в узких местах овальной деформации сильно сдавливается. |
Заменить поворотный кулак и ступичный подшипник. | |
4. Гнездо в поворотном кулаке повреждено. |
Устранить небольшие дефекты на ступице колеса (напр., полировкой) или заменить ступицу колеса и ступичный подшипник. | |
5. Глубокие царапины или вмятины, образовавшиеся в результате неправильного демонтажа – как в месте посадки подшипника на ступице колеса, так и на самом ступичном подшипник. |
Устранить небольшие дефекты на ступице колеса (напр., полировкой) или заменить ступицу колеса и ступичный подшипник. | |
После определённого пробега (500-3000 км) ступичный подшипник начинает шуметь; слишком сильное тепловыделение в начале работы. |
В гнезде подшипника на поворотном кулаке овальная деформация средней степени, которой, однако, хватает, чтобы ограничить радиальный зазор ступичного подшипника и вызвать в результате описанные в предыдущем пункте повреждения. |
Заменить поворотный кулак и ступичный подшипник. |
Слишком сильное тепловыделение в начале работы. |
1. Осевой зазор ступичного подшипника между ступицей колеса и поворотным кулаком сильно ограничен. Детали неправильно отрегулированы или неправильно смонтированы. |
Проверить и при необходимости повторить регулировку поворотного кулака и ступицы колеса. |
2. Из-за неправильного монтажа ступичного подшипника в гнезде (нет стопорных колец в гнёздах) происходит постепенное осевое смещение ступичного подшипника и ступицы. Вращающаяся ступица трётся о неподвижное посадочное гнездо ступичного подшипника. Из-за этого сильного трения в районе ступичного подшипника повышается температура. Смазка сгорает, и подшипник выходит из строя. |
Демонтировать ступичный подшипник и проверить, на месте ли стопорные кольца, при необходимости заменить ступичный подшипник. |